ЗИМНЕЕ ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ АЖДААК (24-26.02.2017)

Гора Аждаак находится в центральной части Гегамского хребта и является его высшей точкой – 3597,3 м. Аждаак представляет собой потухший вулканический конус с кратером в 50 метров глубиной и 500 метров в диаметре, на дне которого находится кратерное озеро.

Во все времена года гора выделяется особой живописностью, каждый раз оставляя разное впечатление и разные ощущения. Эта гора из числа тех, которые не только решают допустить человека к вершине или нет, а также могут не разрешить даже приблизиться к себе. Расположение горы усложняет доступ к ней, тем самым делая ее еще более привлекательной, а зимой…

Идея восхождения на зимний Аждаак постепенно стала перетекать в конкретные действия. У нас был опыт зимних походов по Гегамским горам, что помогло нам правильно спланировать восхождение. Одно было ясно – нам предстоит как минимум две ночевки.

На рассвете 24 февраля настроение у нас было горное, рюкзаки были собраны, а сами мы были воодушевлены и настроены по-боевому. В 9։00 мы стартовали из деревни Севаберд. Мы с самого начала настроились на то, что будет непросто и, в основном, из-за снега. Так оно и было, но снега оказалось больше, чем мы предполагали.  Мы шли, поочередно сменяя впереди идущего, но все равно, местами проваливаясь по пояс. Вообще маршрут от Севаберда до Аждака интересен тем, что в течение длительного времени на горизонте не видно ни одной вершины. А когда доходишь до Гегамской возвышенности, то перед тобой сразу же предстает целое множество вулканических конусов: Карганк, Гегама, Шампрасар, Акнасар, Агусар, Восточный и Западный Агусар, Лчасар и множество других конусов. В отсутствие снега прохождение этого участка занимает от 3 до 3,5 часов, а зимой мы прошли его за 7 часов 30 минут. Но описанный мной вид заставил сразу же забыть о трудностях маршрута. Белоснежный и бескрайний Гегамский хребет покоился под лазурным небом. Все вершины отчетливо виднелись, но Аждаак, согласно своему характеру, открывался постепенно. Прекрасное облако закрыло вершину Аждаака, и виделся лишь усеченный конус – та часть, которая находится до кратера, сама же вершина была недоступна глазу. Мы прошагали еще полтора часа, окруженные прекрасными горами и под звуки хрустящего снега. Нужно учесть еще один факт – в Гегамских горах температура падает очень резко, так что мы начали быстро разбивать палатки. А в это время Аждаак уже показался нам во всей красе.  Гегамские горы и Аждаак из белого перекрасились в персиковый, а облако рассеялось, полностью открыв нам вид на Аждаак.

Во время ужина было решено начать восхождение в 5:00, а это означало ранний уход ко сну, восстановление сил и настрой на следующий этап «снежного плавания». В первый день мы прошагали 9 часов, преодолев 8 км и 1000 м высоты. Ночь была тихой и безветренной, температура: -16…-18.

25 февраля с небольшим отставанием от графика, в 5:20 мы стартовали. Нам предстояло два часа ходьбы в темноте. В темноте виднелся контур Аждаака, его невозможно спутать ни с какой другой горой. Так что сама гора была нашим путеводителем, и темнота не помешала двигаться в правильном направлении. Наверху сверкали звезды, а снизу от света фонариков сверкали снежинки. В 7:10 горизонт начал менять цвета. Небо, которое сливалось с белизной снега, от темно-синего начало становится розовым и персиковым, оттеняя на снегу наши следы. Это было просто чудесное зрелище…

Солнце встало и лучами будто рассыпало по снегу бриллианты, вся возвышенность сияла так, что невозможно было обойтись без очков. На горизонте не было ни облачка. Северные склоны Аждаака и участки вершины были не так плотно занесены снегом, что свидетельствовало о сильных ветрах, которые, вероятно, дули и сейчас. С каждым шагом мы убеждались, что наше восхождение будет успешным. В 12:02 мы были на вершине. Все мы впервые совершали зимнее восхождение на Аждаак, мы были рады, довольны собой и впечатлены пейзажами. Кратерное озеро полностью замерзло, сильный морозный воздух не позволял долго обходиться без варежек, а  мы хотели фотографировать. Полностью замерзшее озеро Севан, покрытые снегом горные хребты, Гегамские конусы, стоящие в один ряд Атис, Ара и Арагац и, самое главное, Арарат…

Пейзаж пейзажем, радость радостью, но было холодно, и долго оставаться на вершине было невозможно. В 12:30 мы начали спуск. На обратном пути по понятным причинам всегда бывает проще, но не на этом маршруте. До того, как добраться до Аждаака, мы совершали и восхождения и спуски, потому что иначе было просто невозможно, так что на обратном пути нас тоже ожидали подъемы. Тем не менее, в 17:55 мы уже были у нашего палаточного лагеря. В случае острой необходимости, мы могли бы вернуться в тот же день, но мы решили оставаться в рамках благоразумия – отдохнуть, переночевать и на следующий день отправиться в путь. Была еще одна причина, заставлявшая нас остаться в Гегамских горах – обещанный рисовый суп, ради этого супа стоило пройти весь маршрут хоть дважды. Во второй день мы шли 11 часов 2 минуты (6 часов 42 минуты на подъеме, 4 часа 20 минут на спуске), 15 км (7,5 туда и 7,5 обратно) и 650 м высоты. Этой ночью было холоднее: -17…-20.

Удачное восхождение, хорошие спутники, интересные, экстремальные и «неудобные» моменты, о которых мы вам не рассказали, гармония с природой и хорошее настроение, после всего этого можно вернуться домой.

Как бы часто мы не совершали однодневные восхождения, это не сопоставимо с тем опытом и ощущениями, которые дает восхождение с ночевками в горах. Именно тогда обнаруживается предел выносливости участников экспедиции, желание помочь, наличие или отсутствие командного духа, происходит оценка человеческих качеств. Горы помогают познать не только самого себя, но и своих спутников. Например ситуация: ночь, холодно, но надо спать, а ты не спишь, пока не выяснил, не холодно ли твоему спутнику, удобно ли он устроился, если есть проблема, пытаешься помочь, а не отворачиваешься и засыпаешь. Ночевки помогает полноценно оценить суровость горной местности.

Утром 26 февраля Гегамские горы были покрыты туманом, Аждаак был снова окутан облаком. При виде такого туманного утра невольно благодаришь природу, что днем раньше она разрешила тебе дойти до цели – вершины Аждаака.

В 10:20 мы начали обратный путь к Севаберду, и в этот раз силы придавала мысль, что водитель, оживающий нас внизу, принес нам газировки. Правда, 3 дня подряд употребляя талый снег, мы себя тоже неплохо чувствовали, но организм и подсознание давали о себе знать. В 13:30 мы держали в руках газировку, напившиеся и счастливые. Расстояние в 8 км от нашего палаточного лагеря до Севаберда мы прошли за 3 часа 10 минут.

Подытоживая все 3 дня, мы имеем следующий результат: для прохождения маршрута Севаберд – Аждаак – Севаберд мы прошли по времени —  24 часа 12 минут, по расстоянию – 31 км, по высоте – 1650 м.

В команде были: Левон Мовсисян, Анжела Чагарян, Арига Аракелян, Эдуард Саркисян, Шушан Рубенян, Нарине Чагарян. В Севаберде команда пополнилась двумя собаками, которые были с нами на протяжении всего пути, включая вершину. Они получили клички Юпитер и Венера.  В 12:02 25.02.2017 на вершине Аждаака были: Левон Мовсисян, Арига Аракелян, Шушан Рубенян и я – Нарине Чагарян.