ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРЫ ЦРАСАР

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ  ЦРАСАР
(07-09 июля, 2017г.)

Гора Црасар расположена на границе Шаумянского и Кашатагского районов,  высота- 3616 метров. Является четвертой горой Армении по высоте. Информации о Црасар, особенно об восхождений на нее, практически отсутствует. Прежде чем начать наше восхождение, мы обнаружили информацию о двух восхождениях  и об одной попытке подняться на гору.

Первопрохождение горы Црасар было организовано участниками туристического клуба ‹‹Абрис›› в 13.08.2011 году, во главе с Арменом Арутюняном. Восхождение было проведено  по траверсу горного хребта  Црасар. С подробным описанием восхождения можно ознакомиться  на сайте mountain.ru. Во второй раз в восхождении на Црасар участвовали другие члены российского туристского клуба «Абрис» и шесть армян из Арцаха, также под руководством Армена Арутюняна. Из отчета на сайте mountain.ru не ясна конкретная дата восхождения, но становится понятно, что на вершине находились где-то от 27 октября-6 ноября 2013 года.
Другую информацию, которую мы смогли найти — это описание попытка восхождения Ваге и Артема. 30.07.2014г. они не добрались до  вершины и вернулись.  Честь третьго восхождения (по нашим исследованиям)  досталась нашей команде — Ариге Аракелян, Анжеле Джагарян, Шушан Рубенян и Нарине Джагарян.

Мы планировали подняться на Црасар еще в мае месяце, но погодные условия  изменили наши планы, дав возможность подняться на гору Дизапайт.

При разработке плана восхождения на Црасар мы решили остановиться на  7-9 июля.    7 июля мы выехали из Еревана. Не заезжая в Карвачар, по дороге влево, мы направились в Джермаджур (Истису). Джермаджур — курорт в советские времена, известен своими гейзерами, расположен на высоте 2200 метров. До въезда в Джермаджур дорога открыта для автомобилей. Часть этой дороги не сложная, преодоление высоты – постепенно и немного. В этот день мы прошли больше расстояния, чем поднялись на высоту. В этой части дороги мы три раза переходили  через реку Тартар (Тартар или Трту).  Пройдя 5 км, на высоте 2470 метров, разложили палатку. Напротив палатки мы лицезрели высочайший горный массив, с красивейшей вершиной. Сначала нам показалось, что перед нами Црасар, однако в день восхождения, мы поняли, что  ошиблись. Вечером начался  проливной дождь. 8 июля, согласно нашему плану, мы должны были начать восхождение на Црасар. Мы так и поступили.  К счастью, дождя не было, только трава была влажной, и иногда сгущались облака. Ближе к реке местность покрыта высоким травянистым покровом. Когда мы подошли к кажущемуся Црасару, мы повернули направо — на юго-восток. В этой части река Тартар разделена на северо-западную и юго-восточную ветви, водораздел которых — горный хребет Црасар. Траверсируя  юго-восточные склоны Црасара мы спускались вдоль ручья,  по склонам. Здесь нам также не удалось избежать несколько раз прохождения через реку. Пройдя около трех часов, вершина начала появляться. От точки палатки (2470 м) до 2950 м подъем не был крутым, однако с 2950м точки высоты нас ожидало восхождение по 25-30-градусному наклону. На высоте 3200 м дул ветер, погода внизу начала меняться, облака спускались с вершин, и было ясно, что на обратной дороге нас ожидает туман. На высоте 3300 м склоны, местами, были каменистыми. Спустя 5 ч. 40 мин. ходьбы мы дошли до вершины, на вершине послышались ненормальные звуки – это был наш «всплеск души».  Это  кричали мы — плечом к плечу. Из-за туч мы не смогли разглядеть Сюникское плато и другие высоты, но вместо этого мы наслаждались игрой облаков. До вершины мы прошли расстояние 7,5 км, с перепадом высот 1146 м. На вершине, в  подготовленном нами контейнере «Для заметок», мы оставили запись для последующих покорителей горы Црасар.

Мы начали спускаться, где-то на высоте около 3000 м мы оказались плененными в облаках, которые преобразовались в естественный барьер, в виде  тумана. Возвращение длилось 4 часа: влажный травяной покров, густой туман и напряженность перехода траверсом  требовали осторожности. Еще утром нами было принято решение, спустившись  с вершины собрать палатку и вернуться в Джермаджур, но когда мы подошли к палатке, единственное, чего мы хотели, это избавиться от влажности: была мокрой и обувь, и одежда, и носки, и даже перчатки.
Вечером, на каремате, с горячим супом, мы с упоением наслаждались чувством восхождения до вершины, обсуждали другие возможные маршруты восхождения на гору Црасар и решили, какими будут те последующие вершины, которые осчастливят нас.

В результате мы прошли,

День 1-5 км, поднялись на высоту 270 м,

День 2-7,5 км, поднялись на высоту 1146 м,

В целом — 26 км (поехать и вернуться, поднялись на высоту — 1416 м)

9 июля мы вернулись в Ереван.

ТРУДНОСТИ И ОПАСНОСТЬ: 1. Поездка в Джермаджур на автобусе, 2. Ночевка в месте, расположенном в 32 км от ближайшего жилья, 3. Понимание того, что эта область доступна для входа противника (в 2014 году азербайджанские диверсанты вошли с этой стороны и убили 17 –летнего мальчика) 4. Медведи, 5. Солдат может подумать, что вы диверсант, который хорошо говорит по-армянски, и здесь не важно, парень вы или девушка (как в нашем случае).

Преимущества: 1. Речная вода и горные источники подходят для питья 2. По дороге домой можно воспользоваться горячими источниками  Джермаджура  и тут же забыть об усталости, 3. Знакомство с хорошими людьми (конечно, после посещения Джермуджуриса вы не встретите человека).

КОМАНДА: Анжела Чагарян, Шушан Рубенян, Арига Аракелян, Нарине Чагарян.